Я выжил затем, чтоб однажды пройти по Парижу...(с)А.Ревич
недавно поразила моё воображение. Оружие внешне потрясающе лёгкое, воздушное, напоминающее лебедя со сложенными крыльями.Ему присуща истинно венецианская поэзия,пожалуй. Кажется, скьявона создана для танца и для полёта.
Скьявона (итал. schiavona — славянский) — разновидность холодного оружия, является одной из трех наиболее распространенных форм мечей с корзинчатой гардой, вместе с шотландским корзинчатым мечом и хаудегеном. Изначально, в XV веке, словом gli schiavoni обозначали мечи, которыми была вооружена гвардия дожей; они имели длинные прямые клинки, их отличительной особенностью были горизонтально изогнутые в форме буквы «S» парирующие дужки. С 1570 года под итальянским влиянием в немецкой императорской армии сформировался тип меча с вытянувшимся клинком и ажурным корзинчатым эфесом. «Спада скьявона» очевидно является прямым наследником gli schiavoni. Позднее скьявоной стали называть все корзинчатые мечи венецианского стиля. Для скьявоны характерен прямой обоюдоострый клинок шириной около четырех и длиной около 90 сантиметров. Скьявона с длинным клинком была принята конницей, и при Фердинанде II — кирасирами.
(с)Вики
Середина XVI века и XVII век — это время, когда гарды шпаг и мечей становятся всё более сложными. Они постепенно обрастали дополнительными элементами — дужками, кольцами, контргардами. Сначала защищали только палец, вынесенный по новейшей моде за перекрестье для акцента на колющих ударах. Затем стали прикрывать и кисть. В итоге получилось так, что гарды-корзинки практически не уступали с точки зрения защиты латным или кольчужным перчаткам.
Все эти новые типы мечей/шпаг были хороши — и самая простая из всех на «валлонской» шпаге, и «синклеровский» тип мечей, и «мортуарий», и англо-шотландская корзинка, и, наконец, венецианская Schiavona. Хотя, под этим именем объединяются мечи, похожие друг на друга разве что гардами и навершием «голова кошки»: клинки могут быть и обоюдоострыми и однолезвийными, с долами и без них, не говоря уж о совершенно разной длине. Более того, одни более узкие, предназначенные для колющих ударов, а другие широкие, для яростной рубки.
Сложно сказать, откуда пошло это название (которое на самом деле правильно произносить «скиавона», но я привык к мягкому знаку). «Портрет дамы» Тициана, например, в оригинале называется La Schiavona. А ещё похоже звучат слова schiavina (плащ из грубого сукна) и schiava (рабыня или славянка). Скорее всего, верно последнее — «славянка». Ведь скьявону (точнее, её прототип) принесли в Венецию наёмники-славяне, приходившие из Далмации и других балканских областей — отличные солдаты, из тех, что дорого стоят, но крепко бьют. В Венеции такие всегда были нужны, равно как и их мечи. Скьявоны оказались универсальным оружием. Достаточно изящны для далматийской гвардии дожей, достаточно крепки для жестоких битв с оттоманцами, кипевших тогда во всех уголках Средиземноморья. Венецианцам понравились эти мечи, и они развили первоначальные формы, сделали их ещё более красивыми, при этом не лишив скьявоны их главной способности — легко и быстро раскроить череп какой-нибудь собаке-мусульманину. Итальянцы прекрасно знали отличия между дуэльной рапирой и боевым мечом.
Описывать словами гарды скьявон — занятие неблагодарное, лучше пусть за себя говорят фотографии сохранившихся образцов.
Прекрасные мечи. Действительно хочется говорит о скьявоне как о женщине, о верной подруге безымянных наёмников-славян, которые уходили в далёкую Италию, чтобы продавать свою кровь за венецианские дукаты, и приносили с собой кусочек родины — это оружие...
Уже не одно столетье
Вот так мы бродим по миру,
Мы бродим и трубим в трубы,
Мы бродим и бьём в барабаны:
- Не нужны ли крепкие руки,
Не нужно ли твёрдое сердце,
И красная кровь не нужна ли
Республике иль королю?
(с)antoin
С точки зрения функциональности скьявона предстаёт сугубо утилитарным боевым образцом. Ширина клинка составляет 4-6 сантиметров и предназначена для самой серьезной рубки. Средняя длина оружия достаточно велика — около 100 см., длина клинка 85-90 см. Типичный вес — 0,9-1,3 кг. Для XVI-XVII веков, времени сумрачного, вообще характерно использование охранительными частями настоящего оружия — гвардейские шпажонки конца XVIII века тут и рядом на наковальне не лежали. Выраженное рикассо встречается нечасто. Клинки зачастую были привозными из Испании и Германии.Скьявона допускает размещение указательного и среднего пальцев (которые остаются защищены благодаря закрытой гарде-корзине ) за перекрестьем гарды. Вынос пальцев вперед, функционируя по образу мартингала, повышал управляемость и режущий эффект — то, что иногда называют ударом «с потягом» (правда, ничего свежего в этой идее не было). Часто в системе дужек встречается скоба для большого пальца — бугель. Её наличие позволяло быстро изменить направление удара и фиксировало оружие в руке. Но, несмотря на все эти дополнения, и то, что Винклер называет скьявону шпагой, фехтование ею вряд ли сильно удалилось от техники мечевого боя. Глубокий охват руки гардой и серьезный вес ограничивали спектр фехтовальных приёмов, оставляя в основном локтевые и широкие маховые удары. Будет правильным предположить, что некуртуазные славяне в полной мере использовали преимущества того, что в нынешнем фехтовании называется «кор-а-кор» — соприкосновение какими-либо частями тела в ближнем бою. Впрочем, по утверждению В.В. Тараторина, итальянцы тоже были не дураки заехать противнику эфесом в лицо. Плавное сведение клинка к острию свидетельствует о важной роли колющих ударов, а с учетом толщины клинка — вплоть до пробивания доспехов, по крайней мере, пехотных.
Технические качества и красота скьявоны привели к тому, что оружие по её образцу изготавливалось и использовалось за пределами Италии и за пределами XVII века. Существенным фактором в распространении этого оружия выступало экономико-политическое влияние Венеции. Когда же в конце XVIII века величие республики накрылось потаёнными органами, то и скьявона ушла со сцены, будучи вытеснена более технологичными видами холодного оружия. Тут даже скорее уместен вопрос: как она вообще так долго конкурировала со шпагой в бездоспешном XVIII веке, будучи не в состоянии противопоставить ни быстроты, ни выверенности удара. Тайна сия велика есть.
(с)
Мне несказанно удивляет,что на большинстве сайтов об этом чуде пущут не только весьма поверхностно,но и сухо. Например, так.Скьявона- меч долматских славян, бытовавший среди наемников в венецианской пехоте и других европейских армиях.(с)Как так можно?Мне кажется,это кощунственно!
Ладно,поехали дальше.
У Бехайма по предмету говорится следующее:
"С 1570 года под итальянским влиянием в немецкой императорской армии сформировался тип меча с вытянувшимся клинком и ажурным корзинчатым эфесом. В венецианской пехоте, набранной по большей части из далматских славян, появляется меч скьявона (ит. schiavona — славянский). Он получил широчайшее распространение в других армиях к 1580 году, поступая из Брешии и Серавалле. Скьявона с длинным клинком была принята конницей, и при Фердинанде II — кирасирами."
(Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995)
Винклер пишет "чиавона":
"Итальянский способ фехтования требует, чтобы пальцы проходили под поперечины и работала преимущественно локтевая часть руки. Испанцы должны пропускать пальцы в pas d'ane и действовать плечом. И эти характерные отличия живут очень долго. В испанской рапире типа a coquille или panier, отверстие чашечки лежит на горизонтальной плоскости, к которой перпендикулярны линии трубки и клинка; в чиавоне (chiovone), напротив, отверстие гарда расположено вкось, почти вертикально и находится сбоку, как у сабель; в этом-то и состоит отличительная черта гардов типа "колыбель" (en berceau).
Чиавона (корень - esclavona, шпага жителей Славонии) по своему происхождению оружие итальянское; такой шпагой были вооружены славонцы, составлявшие стражу венецианских дожей. Ее сложные более или менее сжатые гарды опускаются косыми, параллельными полосами от головки под дужки, покрывая основание клинка. первоначально у гарда делали pas d'ane и длинные дужки, но вскоре pas d'ane был совершенно уничтожен, а дужки укорочены до того, что они совсем не выходили наружу чашечки (berceau)."
(Винклер П. Оружие. М., 1992)
Окшотт по своей привычке типологизирует.

Удлинённый кавалерийский (?) вариант.
Длина 121,5 см; длина клинка 106,5 см; ширина клинка у пяты 3 см. Италия, XVII век.


Пожалуй,пока хватит.И на десерт - картинная галерея в студию!
читать дальше
Скьявона (итал. schiavona — славянский) — разновидность холодного оружия, является одной из трех наиболее распространенных форм мечей с корзинчатой гардой, вместе с шотландским корзинчатым мечом и хаудегеном. Изначально, в XV веке, словом gli schiavoni обозначали мечи, которыми была вооружена гвардия дожей; они имели длинные прямые клинки, их отличительной особенностью были горизонтально изогнутые в форме буквы «S» парирующие дужки. С 1570 года под итальянским влиянием в немецкой императорской армии сформировался тип меча с вытянувшимся клинком и ажурным корзинчатым эфесом. «Спада скьявона» очевидно является прямым наследником gli schiavoni. Позднее скьявоной стали называть все корзинчатые мечи венецианского стиля. Для скьявоны характерен прямой обоюдоострый клинок шириной около четырех и длиной около 90 сантиметров. Скьявона с длинным клинком была принята конницей, и при Фердинанде II — кирасирами.
(с)Вики
Середина XVI века и XVII век — это время, когда гарды шпаг и мечей становятся всё более сложными. Они постепенно обрастали дополнительными элементами — дужками, кольцами, контргардами. Сначала защищали только палец, вынесенный по новейшей моде за перекрестье для акцента на колющих ударах. Затем стали прикрывать и кисть. В итоге получилось так, что гарды-корзинки практически не уступали с точки зрения защиты латным или кольчужным перчаткам.
Все эти новые типы мечей/шпаг были хороши — и самая простая из всех на «валлонской» шпаге, и «синклеровский» тип мечей, и «мортуарий», и англо-шотландская корзинка, и, наконец, венецианская Schiavona. Хотя, под этим именем объединяются мечи, похожие друг на друга разве что гардами и навершием «голова кошки»: клинки могут быть и обоюдоострыми и однолезвийными, с долами и без них, не говоря уж о совершенно разной длине. Более того, одни более узкие, предназначенные для колющих ударов, а другие широкие, для яростной рубки.
Сложно сказать, откуда пошло это название (которое на самом деле правильно произносить «скиавона», но я привык к мягкому знаку). «Портрет дамы» Тициана, например, в оригинале называется La Schiavona. А ещё похоже звучат слова schiavina (плащ из грубого сукна) и schiava (рабыня или славянка). Скорее всего, верно последнее — «славянка». Ведь скьявону (точнее, её прототип) принесли в Венецию наёмники-славяне, приходившие из Далмации и других балканских областей — отличные солдаты, из тех, что дорого стоят, но крепко бьют. В Венеции такие всегда были нужны, равно как и их мечи. Скьявоны оказались универсальным оружием. Достаточно изящны для далматийской гвардии дожей, достаточно крепки для жестоких битв с оттоманцами, кипевших тогда во всех уголках Средиземноморья. Венецианцам понравились эти мечи, и они развили первоначальные формы, сделали их ещё более красивыми, при этом не лишив скьявоны их главной способности — легко и быстро раскроить череп какой-нибудь собаке-мусульманину. Итальянцы прекрасно знали отличия между дуэльной рапирой и боевым мечом.
Описывать словами гарды скьявон — занятие неблагодарное, лучше пусть за себя говорят фотографии сохранившихся образцов.
Прекрасные мечи. Действительно хочется говорит о скьявоне как о женщине, о верной подруге безымянных наёмников-славян, которые уходили в далёкую Италию, чтобы продавать свою кровь за венецианские дукаты, и приносили с собой кусочек родины — это оружие...
Уже не одно столетье
Вот так мы бродим по миру,
Мы бродим и трубим в трубы,
Мы бродим и бьём в барабаны:
- Не нужны ли крепкие руки,
Не нужно ли твёрдое сердце,
И красная кровь не нужна ли
Республике иль королю?
(с)antoin
С точки зрения функциональности скьявона предстаёт сугубо утилитарным боевым образцом. Ширина клинка составляет 4-6 сантиметров и предназначена для самой серьезной рубки. Средняя длина оружия достаточно велика — около 100 см., длина клинка 85-90 см. Типичный вес — 0,9-1,3 кг. Для XVI-XVII веков, времени сумрачного, вообще характерно использование охранительными частями настоящего оружия — гвардейские шпажонки конца XVIII века тут и рядом на наковальне не лежали. Выраженное рикассо встречается нечасто. Клинки зачастую были привозными из Испании и Германии.Скьявона допускает размещение указательного и среднего пальцев (которые остаются защищены благодаря закрытой гарде-корзине ) за перекрестьем гарды. Вынос пальцев вперед, функционируя по образу мартингала, повышал управляемость и режущий эффект — то, что иногда называют ударом «с потягом» (правда, ничего свежего в этой идее не было). Часто в системе дужек встречается скоба для большого пальца — бугель. Её наличие позволяло быстро изменить направление удара и фиксировало оружие в руке. Но, несмотря на все эти дополнения, и то, что Винклер называет скьявону шпагой, фехтование ею вряд ли сильно удалилось от техники мечевого боя. Глубокий охват руки гардой и серьезный вес ограничивали спектр фехтовальных приёмов, оставляя в основном локтевые и широкие маховые удары. Будет правильным предположить, что некуртуазные славяне в полной мере использовали преимущества того, что в нынешнем фехтовании называется «кор-а-кор» — соприкосновение какими-либо частями тела в ближнем бою. Впрочем, по утверждению В.В. Тараторина, итальянцы тоже были не дураки заехать противнику эфесом в лицо. Плавное сведение клинка к острию свидетельствует о важной роли колющих ударов, а с учетом толщины клинка — вплоть до пробивания доспехов, по крайней мере, пехотных.
Технические качества и красота скьявоны привели к тому, что оружие по её образцу изготавливалось и использовалось за пределами Италии и за пределами XVII века. Существенным фактором в распространении этого оружия выступало экономико-политическое влияние Венеции. Когда же в конце XVIII века величие республики накрылось потаёнными органами, то и скьявона ушла со сцены, будучи вытеснена более технологичными видами холодного оружия. Тут даже скорее уместен вопрос: как она вообще так долго конкурировала со шпагой в бездоспешном XVIII веке, будучи не в состоянии противопоставить ни быстроты, ни выверенности удара. Тайна сия велика есть.
(с)
Мне несказанно удивляет,что на большинстве сайтов об этом чуде пущут не только весьма поверхностно,но и сухо. Например, так.Скьявона- меч долматских славян, бытовавший среди наемников в венецианской пехоте и других европейских армиях.(с)Как так можно?Мне кажется,это кощунственно!
Ладно,поехали дальше.
У Бехайма по предмету говорится следующее:
"С 1570 года под итальянским влиянием в немецкой императорской армии сформировался тип меча с вытянувшимся клинком и ажурным корзинчатым эфесом. В венецианской пехоте, набранной по большей части из далматских славян, появляется меч скьявона (ит. schiavona — славянский). Он получил широчайшее распространение в других армиях к 1580 году, поступая из Брешии и Серавалле. Скьявона с длинным клинком была принята конницей, и при Фердинанде II — кирасирами."
(Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995)
Винклер пишет "чиавона":
"Итальянский способ фехтования требует, чтобы пальцы проходили под поперечины и работала преимущественно локтевая часть руки. Испанцы должны пропускать пальцы в pas d'ane и действовать плечом. И эти характерные отличия живут очень долго. В испанской рапире типа a coquille или panier, отверстие чашечки лежит на горизонтальной плоскости, к которой перпендикулярны линии трубки и клинка; в чиавоне (chiovone), напротив, отверстие гарда расположено вкось, почти вертикально и находится сбоку, как у сабель; в этом-то и состоит отличительная черта гардов типа "колыбель" (en berceau).
Чиавона (корень - esclavona, шпага жителей Славонии) по своему происхождению оружие итальянское; такой шпагой были вооружены славонцы, составлявшие стражу венецианских дожей. Ее сложные более или менее сжатые гарды опускаются косыми, параллельными полосами от головки под дужки, покрывая основание клинка. первоначально у гарда делали pas d'ane и длинные дужки, но вскоре pas d'ane был совершенно уничтожен, а дужки укорочены до того, что они совсем не выходили наружу чашечки (berceau)."
(Винклер П. Оружие. М., 1992)
Окшотт по своей привычке типологизирует.

Удлинённый кавалерийский (?) вариант.
Длина 121,5 см; длина клинка 106,5 см; ширина клинка у пяты 3 см. Италия, XVII век.


Пожалуй,пока хватит.И на десерт - картинная галерея в студию!
читать дальше