Я выжил затем, чтоб однажды пройти по Парижу...(с)А.Ревич
О нём пишут, о нём поют, о нём снимают фильмы, ему подражают...Он стал символом своей эпохи и символом нашей эпохи. Шевалье Д'Эон. Его имя затаскано, его лица уже почти никто не помнит, предпочитая ему его копию из анимэ, для людей он авантюрист, секретный агент, трансвистит, кто угодно...Для меня он, в первую очередь, ЧЕЛОВЕК. Человек со своими чувствами, страстями, трагедиями, взлётами и падениями. Он - человек. Так почему к нему относятся так нечеловечно? Сколько грязи на него вылили? Сколько раз прополоскали его имя при жизни и после смерти?Сколько?
Вы, конечно, можете возразить мне, мол не он один такой. Право, я вынужден вам ответить, что другими я так не восхищаюсь. Я понимаю, что моя позиция не выдерживает никакой критики, но это не умаляет моего восхищения и, не побоюсь этого слова, любви. О нём слишком много лгали и продолжают лгать. А я поставил себе задачей из-под слоя пыли, грязи,дерьма(простите) всё же извлечь нечто более или мене похожее на правду.


Сеть полна статейками.Каждую нужно делить на два.
Автор-составитель И.А. Муратов
Собственно, статейка раз.
Французский авантюрист. Дипломат, капитан драгунов, тайный агент Людовика XV. Переодевшись в женское платье, прибыл в Россию с особым заданием (1755). Добился расположения русской императрицы Елизаветы Петровны и сыграл большую роль в заключении договора между Россией и Францией. Участвовал в Семилетней воине. Написал исторические и статистические заметки о России.(Только где их достать?Ленинка - последняя надежда.)
Шевалье д'Эон прожил восемьдесят два года, из которых 48 лет считался мужчиной, а 34 — женщиной. Дипломатический посланник Франции при дворе Елизаветы Петровны, оказавший несомненное влияние на политическую жизнь России, хитроумный разведчик, блистательный интриган, виртуоз-фехтовальщик, храбрый воин, одаренный литератор. О нем ходило множество слухов, он стал предметом многочисленных споров.
Д'Эон де Бомон родился 5 октября 1728 года в Тоннере, главном городе Иенского департамента. В акте, составленном о его рождении, он был записан мальчиком. Но один из его биографов, де Да Фортейль, заявил, что будущий шевалье д'Эон — девочка и что ее одевали и воспитывали как мальчика только потому, что отец желал иметь непременно сына.
Родители отправили его учиться в Париж, где он поступил в коллегию Мазарена. Д'Эон делал успехи, из этой коллегии он перешел в юридическую школу и, по окончании курса, получил степень доктора гражданского и канонического права. Еще в юности д'Эон пробовал заниматься литературным трудом. Кроме того, он оставил после себя обширную переписку, заметки и очерки. В Париже д'Эон приобрел громкую известность своим искусством стрелять и драться на шпагах, впоследствии он имел славу одного из самых опасных дуэлянтов Франции.
В юности Шарль-Женевьева поразительно походил на хорошенькую девушку, как внешностью, так и голосом и манерами. В двадцать лет он имел прекрасные белокурые волосы, светло-голубые томные глаза, такой нежный цвет лица, какому могла бы позавидовать любая молодая женщина, роста он был небольшого, а на гибкую и стройную его талию был в пору корсет самой тоненькой девушки, маленькие его руки и такие же ноги, казалось, должны были бы принадлежать не мужчине, а даме-аристократке, над губой, над подбородком и на щеках у него, по словам одного из его биографов, пробивался только легкий пушок, как на спелом персике.
Умный, образованный, ловкий фехтовальщик, поэт, всеми любимый и известный, он все-таки был несчастлив — природа обделила его мужественностью. Как сказал один из его биографов, "жизненная сила прилила к его черепу, оставив его конечности". Короче говоря, женщины его не возбуждали. Многочисленные его друзья, а среди них были известные развратники: Грекур Пирон, Сент-Фуа, Безенваль и другие,- пытались помочь в его несчастье — предлагали ему различные возбуждающие снадобья и подкладывали в его постель одно обворожительное создание за другим. (здесь и далее мои примечания. Я влюблён в этот абзац. Редкостная дурь, дамы и господа.) Но — увы — все было бесполезно. Неожиданный случай позволил кавалеру выйти из своего болезненного состояния. Однажды вечером — было это в 1755 году, — когда он сидел рядом с графиней де Рошфор, очаровательная дама, не думая ни о чем плохом, провела рукой по его волосам. Это прикосновение возымело сильное действие. Юный д'Эон испытал неведомое доселе чувство — и в двадцать шесть лет вдруг расцвел. Мадам де Рошфор тоже влюбилась в прекрасного юношу.(Ну, да. Я в этом не уверен.)
На один из блестящих придворных маскарадов, которыми так славилось роскошное царствование Людовика XV, кавалер д'Эон пришел в обществе веселой графини де Рошфор, убедившей Шарля нарядиться в женский костюм. Переодетый шевалье был — как хорошенькая девушка — замечен любвеобильным королем, и когда Людовик узнал о своей ошибке, он пришел в восторг.(Благо в этой статейке не написали ту дикую байку...)
В то время Людовик XV пытался восстановить дружественные отношения с Россией. Со своей стороны и императрица Елизавета Петровна, находившаяся под сильным влиянием Ивана Ивановича Шувалова — страстного поклонника Франции, была не прочь увидеть снова в Петербурге французское посольство.(Ага.Ну да.НО с этим было связано энное количество проблем.)
И тут король вспомнил о кавалере д'Эоне.(Внезаааапно...)
Среди близких к Людовику XV царедворцев был принц Конти, происходивший из фамилии Конде(Нет, ну это чудо...), которая вела свое начало от младшей линии дома бурбонов и, следовательно, считалась родственной королевской династии. Принц, мечтавший о польском престоле, любил сочинять стихи. Однако светлейший поэт подыскивал рифмы с величайшим трудом, и чаще всего на помощь ему приходил кавалер д'Эон.(Не поспоришь.)
Благодаря некоторым своим сочинениям, обратившим на себя внимание публики, Шарль стал часто появляться в обществе лучших французских писателей, а через них он познакомился с принцем Конти.
Принц одобрил идею короля послать в Санкт-Петербург кавалера д'Эона в женской одежде. (А кто эту идею королю подал?*полон скепсиса*)Поддержала короля и его фаворитка, знаменитая маркиза Помпадур, которая на своем опыте знала, какое влияние может оказывать женщина на государственные дела.
"Цель вашей миссии, — сказала маркиза, — проникнуть во дворец, встретиться с императрицей с глазу на глаз, передать ей письмо короля, завоевать ее доверие и стать посредником тайной переписки, благодаря которой его величество надеется восстановить добрые отношения между двумя нациями".
Далее последовали необходимые пояснения: кавалер будет путешествовать под именем Лиа де Бомон; по дороге он встретит кавалера Дугласа-Макензи( тот ещё Дуглас...), он шотландец, изгнан, служит Франции.
Кавалер д'Эон за счет принца Конти был обеспечен всеми принадлежностями роскошного дамского туалета. Такая щедрость принца объяснялась просто: отправляя д'Эона в Петербург, он дал кавалеру особые поручения. "Вы знаете, что мой дед после смерти де Собецки избран был королем Польши. Но увы! Узурпатор Август II, избранник Саксонии, захватил трон, прежде чем избранный монарх успел приехать из Франции. Это стало большим несчастьем для моей семьи и для его величества, который уже принял решение заключить тайный союз с Польшей. Король позволил мне поручить вам и вторую миссию... Речь идет вот о чем: вы скажете Елизавете, что я влюблен в нее, постараетесь внушить ей мысль заключить со мной брачный союз. Если она откажется, вы приложите все усилия для назначения меня командующим русской армией — это сблизит меня с Польшей..."
...Ясным июньским утром 1755 года кавалер д'Эон, одетый в дорожное платье, сел в почтовую карету.
Д'Эон беспрепятственно пересек Европу и в конце июня прибыл в Санкт-Петербург, где его уже поджидал Дуглас. К несчастью, через несколько дней шотландца выследили агенты Бестужева и выслали из России. Однако перед отъездом он успел-таки представить м-ль Лиа де Бомон графу Михаилу Воронцову, вице-канцлеру и франкофилу. Именно этот высокопоставленный вельможа, хорошо известный в Версале, должен был представить кавалера ко двору.
По-видимому, до дипломатических кругов доходили туманные слухи о миссии Дугласа и д'Эона, потому что, несмотря на всю секретность операции, в Париже разнеслась молва о поездке д'Эона в Россию под видом девицы. Австрийский посланник в Петербурге пытался проведать о цели приезда Дугласа и своими хитрыми расспросами поставить в тупик поверенного Людовика XV, который на вопрос посла, что он намерен делать в России, отвечал, что приехал по совету врачей, предписавших ему холодный климат...
Когда Воронцов представлял Лиа де Бомон, в корсете у нее было зашито письмо короля, а в руках она держала сочинение Монтескье с золотым обрезом и в кожаном переплете. Эта книга предназначалась для самой императрицы.
Переплет книги состоял из двух картонных листов, между которыми находились секретные бумаги, картон был обтянут телячьей кожей, края которой, перегнутые на другую сторону, были подклеены бумагой с мраморным узором. В книге Монтескье д'Эон должен был передать императрице Елизавете Петровне секретные письма Людовика XV с тайным шифром, с помощью которого она и ее вице-канцлер граф Воронцов могли вести секретную переписку с королем. Затем д'Эон получил новые шифры, один для переписки с королем, Терсье и графом Брольи, а другой для переписки с императрицей Елизаветой и графом Воронцовым, причем его строго предупредили, чтобы он хранил вверенные ему тайны как от версальских министров, так и от маршала де л'Опиталя, который в 1757 году был назначен французским посланником при русском дворе. Кроме того, д'Эону поручили пересылать королю все депеши французского министерства иностранных дел, получаемые в Петербурге, с ответом на них посланника и с личными комментариями кавалера.
Елизавету немало позабавил этот посланник, и она посмеялась от души. Д'Эон в своих мемуарах утверждал, что императрица с целью облегчить необходимые для переговоров встречи решила поселить его в своем дворце и объявила м-ль де Бомон своей чтицей. Так это или нет, но шевалье со своей задачей справился блестяще.
Чрезвычайно важное значение д'Эона как тайного дипломатического агента в Петербурге подтверждается напечатанными письмами Терсье из архива князя Воронцова. В одном из писем, датированным 15 сентября 1758 года, Терсье просил Воронцова призвать к себе д'Эона и сжечь в присутствии его прежнее свое письмо "купно с приложенными двумя циферными ключами, так и сие, дабы он мог о том меня уведомить. Именем королевским впредь сего сообщенное вам есть собственно его секрет, оной так свято хранили, как я вас о том просил. Я прошу господина д'Эона, чтобы он ко мне отписал о том, что вашему сиятельству по сему учинить угодно будет".
Д'Эон добился благосклонности Елизаветы Петровны. Она написала Людовику XV сердечное письмо, в котором выразила готовность принять французского официального дипломатического агента с основными условиями для заключения союза между государствами.
Правда, Елизавета Петровна отказалась вступить в брак с принцем де Конти, так же как и дать ему пост главнокомандующего войсками. Тогда принц стал хлопотать о получении подобного звания в Германии, но и тут ему не посчастливилось по причине ссоры с маркизой Помпадур. Осерчавший принц вообще отошел от дел и, согласно воле короля, передал все корреспонденции и шифры старшему королевскому секретарю по иностранным делам Терсье, с которым и привелось шевалье вести большую часть секретной переписки из Петербурга.
Д'Эон с письмом императрицы к Людовику XV отправился в Версаль, где был принят королем. Следуя пожеланию Елизаветы Петровны, кавалер Дуглас был назначен французским поверенным в делах при русском дворе, а д'Эон — секретарем посольства.
На сей раз шевалье отправился в Россию в мужском платье. Чтобы скрыть прежние таинственные похождения в Петербурге, д'Эон был представлен императрицей как родной брат девицы Лии де Бомон, этим и объясняли поразительное сходство между упомянутой девицей, оставшейся во Франции, и ее братом, будто бы в первый раз приехавшим в столицу России.
Вскоре шевалье вернулся во Францию, чтобы доставить в Версаль подписанный императрицей договор, а также план кампании против Пруссии, составленный в Петербурге. Копию плана он передал в Вене маршалу д'Этре.
Людовик XV был чрезвычайно доволен д'Эоном и за услуги, оказанные им в России, пожаловал ему чин драгунского поручика и золотую табакерку со своим портретом, осыпанную бриллиантами.
К этому времени относится рассказ из мемуаров д'Эона о копии с завещания Петра Великого, которую он, пользуясь оказываемым ему при русском дворе безграничным расположением, добыл из самого секретного архива империи, находящегося в Петергофе. Копию, вместе со своей запиской о состоянии России, д'Эон показал только министру иностранных дел аббату Бернесу и самому Людовику XV. Сущность этого завещания сводится к тому, что Россия постоянными войнами и искусной политикой должна покорить всю Европу и продвинуться к Константинополю и Индии. Раздробив Швецию, завоевав Персию, покорив Польшу и завладев Турцией, она должна разорить Австрию с Францией, и когда эти два государства будут ослаблены, двинуть войска в Германию и наводнить Францию "азиатскими ордами". То, что завещание, составленное Петром Великим, подложно, — не подлежит сомнению. Но было ли оно сочинено самим д'Эоном? Возможно, шевалье решил таким образом показать, насколько свободно он чувствовал себя во дворце российской императрицы. Тем более подлинность этой копии проверить было невозможно, а король и министр были не заинтересованы в огласке неблаговидного поступка своего агента. Д'Эон мог быть вполне спокоен, что подлог его не обнаружится.
Из Парижа д'Эон снова выехал в Петербург. В феврале 1758 года место Бестужева занял граф Воронцов, оказавший шевалье особое расположение. Благодаря его симпатиям д'Эон получил предложение императрицы перебраться в Россию навсегда, но он отказался от этого и в 1760 году покинул Россию. В мемуарах свой отъезд д'Эон объяснил романтическими приключениями. Действительной же ' причиной его отъезда из Петербурга было общее расстройство здоровья, и глав-' ным образом болезнь глаз, требовавшая внимания искусных врачей.
В Версале кавалер был принят с почетом герцогом Шуазелем, заменившим аббата Бернеса на должности министра иностранных дел. Д'Эон привез во Францию продленный русской императрицей российско-французский договор от 30 декабря 1758 года, а также морскую конвенцию, заключенную между Россией, Швецией и Данией. Людовик XV со своей стороны оказал д'Эону за услуги его в России, как "в женском", так и в мужском платье, особенную благосклонность, дав ему частную аудиенцию и назначив ему ежегодную пен- ' сию в 2000 ливров.
Прервав на время свои занятия по дипломатической части, д'Эон, в зва- ', нии адъютанта маршала Брольи, отправился на поле боя и мужественно ера- | жался при Гикстере, где был ранен в правую руку и в голову. Оправившись от ран, он поспешил снова под знамена и отличился в сражениях при Мейнш-лоссе и Остервике.
Но д'Эону захотелось снова вернуться на дипломатическую стезю, и он был назначен в Петербург резидентом на место барона Бретейля, который, оставив свой пост, доехал уже до Варшавы. Но в это время в Париже было получено известие о перевороте, происшедшем 28 июня 1762 года, в результате которого на престоле оказалась Екатерина II, и Бретейлю послали предписание вернуться немедленно в Петербург. Выход России из войны ускорил поражение французов, и Семилетняя война, стоившая стольких жизней, закончилась подписанием губительного Парижского договора.
Вот тогда-то Людовик XV заметил исключительно вредное влияние мадам де Помпадур. Вспомнили, что именно она развязала эту войну. В голову ему пришла мысль о десанте на южных берегах Великобритании. К тому же он задумал реставрацию Стюарта и возрождение Ирландии. Чтобы воплотить этот проект, королю опять потребовался д'Эон. Кавалер был снова призван к его величеству.
Людовик XV назначил кавалера секретарем при французском после в Лондоне, что позволяло ему свободно перемещаться и получать все полезные для французских войск сведения. Король уточнил, что никто, кроме графа де Брог-ли, возглавлявшего Тайный отдел, и месье Терсье, его личного секретаря, не должен знать об этом деле — никто, даже маркиза де Помпадур.
Д'Эон, получив код переписки, отправился в Лондон, где он намеревался выразить свое почтение Софи-Шарлотте. Молодая королева встретила его исключительно любезно, предоставила комнату во дворце.
Через несколько месяцев де Помпадур, у которой повсюду были шпионы, проведала о тайной переписке короля и д'Эона. Это разгневало маркизу. Ее держали в стороне от политических дел! Она решила уничтожить д'Эона. .
Уже через несколько дней один из ее друзей, граф де Герий, выехал из Версаля и отправился в Лондон, куда его назначили послом Франции. Сразу после приезда он обратился к д'Эону: "Вам больше нечего здесь делать. Передайте мне доверенные вам королем бумаги и возвращайтесь во Францию".
Кавалер наотрез отказался уезжать из Англии без приказа короля.
Тогда де Прослен, министр иностранных дел, преданный друг маркизы, прислал ему подписанное Людовиком XV письмо, которым отзывали его во Францию. Кавалер не подчинился приказу — и оказался прав: вечером того же дня он получил тайное послание: "Должен предупредить вас, что король скрепил сегодня приказ о вашем возвращении во Францию грифом (факсимиле подписи), а не собственноручно. Предписываю оставаться вам в Англии со всеми документами впредь до последующих моих распоряжений. Вы в опасности в вашей гостинице, и здесь, на родине, вас ждут сильные недруги. Людовик".
Итак, д'Эон остался в Лондоне. Сильно разгневанная мадам Помпадур поручила де Герию подослать к кавалеру юного Трейссакаде Вержи, прозябавшего в Англии мелкого служащего, чтобы тот выкрал тайные бумаги короля. Де Вержи сразу же приступил к "работе". Он подсыпал д'Эону снотворное, когда тот ужинал в компании знакомых. Попытка не удалась. Тогда Вержи взломал дверь квартиры кавалера, но так ничего и не нашел. Возмущенный д'Эон написал одному из своих преданных версальских друзей следующее письмо: "Помпадур воображает, что Людовик XV не в состоянии мыслить без ее позволения. Все эти напыщенные версальские министры, считающие, что король без них ничего сделать не может, были бы сильно удивлены, если бы узнали, что на самом деле король нисколько им не доверяет и считает их бандой воров и шпионов. Он позволяет им преследовать мелкую сошку вроде меня, а сам пытается тайно все исправить". Тайная полиция, естественно, об этом письме сообщила мадам де Помпадур.
Она приказала де Вержи заманить кавалера в ловушку и убить его. Но молодой авантюрист отказался: ему претили методы посланника и фаворитки. В конце концов он поведал обо всем д'Эону, и тот скрылся у надежных друзей.
Кавалера, однако, не занимала целиком деликатная миссия: много времени он проводил с королевой Софи-Шарлоттой, снова став ее любовником. Однажды ночью в 1771 году, в то время, когда он находился в апартаментах королевы, неожиданно вошел Георг III. Когда д'Эон удалился, король Англии устроил супруге жуткую сцену. На помощь Софи-Шарлоте пришел ее церемониймейстер Кокрель. Он внушил королю, что кавалер был на самом деле девицей. "В течение нескольких лет, ваше величество, он служит тайным агентом короля Людовика XV и носит попеременно то мужское, то женское платье. Он на самом деле — женщина — впрочем, об этом уже начинают шептаться в Лондоне".
Георг III, подумав, произнес: "Довольно странная история. Я напишу своему послу в Версале, чтобы Людовик XV просветил его по этому вопросу".
Кокрель побежал к королеве и сообщил ей, что получилось из его попытки спасти ее честь. Тогда они решили написать Людовику XV.
Король Франции, получив два письма — от короля и королевы Англии, — оказался в довольно затруднительном положении. Его сомнения разрешила фаворитка дю Барри, которая высказалась в поддержку Софи-Шарлотты.
Как только Георг III получил ответ от Людовика XV, он сразу же огласил его. Д'Эон — женщина! Через несколько дней об этом говорил весь Лондон...
Все эти слухи, лично затрагивающие Д'Эона, были ему, безусловно, неприятны. Кавалер возвратился во дворец и, не зная о выдумке Кокреля, вызвал сомневающихся в том, что он мужчина, на дуэль. Георг III заподозрил подвох и объявил о намерении разорвать отношения с обманувшим его королем Франции. Таким образом, чтобы не быть уличенным в обмане Людовику XV пришлось просить д'Эона представиться женщиной. Кавалер дал обещание. Однако Георг III заявил, что если он женщина, то должен носить платье. Между Лондоном (д'Эон) и Парижем (Людовик XV) завязалась оживленная переписка.
В сентябре д'Эон, узнав, что английский король устроил своей супруге адскую жизнь, согласился носить женское платье, но поставил условия: денежное возмещение морального ущерба французским двором в течение двадцати одного года и восстановление его должностей и политических званий.
Для ведения переговоров был послан Бомарше, прославившийся позднее как драматург. Переговоры шли успешно. Посланник короля даже не подозревал, что имеет дело с бывшим драгунским капитаном. Однажды вечером он предложил д'Зону стать его... женой.
Слух о предстоящей свадьбе Бомарше и кавалера быстро распространился в Лондоне и дошел до Парижа. Дамы, по личному опыту знавшие о мужском естестве д'Эона, умирали со смеху.
Д'Эон же, устав от роли соблазненной девицы, мечтал об уединении в своем родном городе Оннере. 13 августа он выехал из Лондона.
По прибытии во Франции кавалер получил приказ немедленно переодеться в женское платье. Мария-Антуанетта из благодарности заказала ему гардероб у лучшей французской модистки Розы Бертэн и подарила веер. Для бывшего военного началась новая жизнь. Забыв о прошлом, он научился вышивать, готовить, ткать и делать макияж. Сорок девять лет он был напористым мужчиной, а тридцать три года — очаровательной женщиной.
Скончался д'Эон 10 мая 1810 года. Сильно заинтригованные врачи осмотрели его тело. Под женскими юбками д'Эон остался настоящим драгунским капитаном...
Из Вики.
Шевалье д’Эон или де Еон (Шарль де Бомон, полное имя Charles-Geneviève-Louis-Auguste-André-Timothée d'Éon de Beaumont; 5 октября 1728 — 21 мая 1810) — французский тайный агент, принадлежавший к дипломатической сети «Королевского секрета», который первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину — как женщина. Вопрос об истинной половой принадлежности шевалье остаётся открытым.
Ранние годы
Шевалье родился в Тоннерре в семье адвоката. В своих записках д’Эон утверждает, что в детстве его одевали как мальчика, хотя был он девочкой: наличие наследников мужского пола стало условием получения наследства со стороны родственников по материнской линии. С отличием окончив парижский коллеж Мазарини, д’Эон устроился клерком в налоговое ведомство, а семь лет спустя был завербован тайной сетью французских дипломатов (см. Королевский секрет).
Первым поручением д’Эона была поездка в Россию, где он должен был войти в доверие к царице Елизавете с тем, чтобы расстроить русско-австрийский альянс (см. Дипломатическая революция). Этот период жизни д’Эона окружён легендами (отразившимися в романе Валентина Пикуля «Пером и шпагой»), однако достоверно о нём известно мало.
Согласно легенде публикаторов, именно д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое завещание Петра Великого; ряд историков считает, что агент «Королевского секрета» мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой знаменитой подделки. По другой версии, именно в Петербурге д’Эон стал носить женское платье и настолько преуспел в своей миссии, что был допущен в число фрейлин престарелой самодержицы, ежедневно читая ей на сон грядущий.[1]
После смерти Елизаветы Петровны д’Эон был отозван во Францию и успел принять участие в последних битвах Семилетней войны под командованием маршала де Брольи. Он был ранен и получил за храбрость орден св. Людовика.
Пребывание в Лондоне
В 1763 г. д’Эон, вновь в мужском платье, получил назначение в Лондон. В его задачи входило установление контактов с британской аристократией путём кредитования их французским вином и разработка плана вторжения французов в Уэльс, для чего он ездил осматривать западное побережье страны.
Деятельность д’Эона была прервана назначением нового посла, с которым шевалье не сошёлся характерами. Всё посольство разделилось на партии сторонников и противников шевалье, в нескольких случаях разногласия выносились на рассмотрение лондонского суда.
В 1764 г. посол добился отстранения д’Эона от дел, однако последний, вступив в связь с другим экс-шпионом, Тевено де Морандом, написал королю письмо, в котором обвинял посла в попытке подстроить своё отравление. По-видимому, не без его участия лондонские издатели опубликовали в 1764 г. переписку между агентами «Королевского секрета».
По всей вероятности, именно во время этого конфликта посольство стало распускать слухи о том, что отставной французский драгун на самом деле — женщина. Дело получило большую огласку, и в печати стали появляться карикатуры на д’Эона. Дошло до того, что ставки о том, какого шевалье пола, стали торговаться на Лондонской фондовой бирже.
Прошло десять лет, прежде чем смерть короля и роспуск «Королевского секрета» открыли д’Эону возможность вернуться на континент. В ходе переговоров с Бомарше (представлявшим интересы французского правительства) д’Эон потребовал, чтобы его признали женщиной и позволили носить женское платье. Получив от короля средства на соответствующее обновление гардероба, д’Эон в 1777 г. вернулся на родину. С тех пор и до конца жизни шевалье звался мадемуазель де Бомон.
Шевалье на покое
В 1779 г. д’Эон опубликовал под чужим именем мемуары под названием «Военная, общественная и частная жизнь мадемуазель д’Эон», в которых, несомненно, приукрасил свои приключения. В то время он жил с матерью в Тоннерре на пенсию, назначенную покойным королём. Французская революция означала для него потерю постоянного дохода. Распродав библиотеку, д’Эон в 1785 г. вернулся в Англию, где у него к тому времени образовался широкий круг знакомств.
Даже в сравнительно пожилом возрасте мадемуазель де Бомон не оставляла попыток вернуться на военную службу под знамёнами Франции. Она неудачно пыталась принять участие в освободительной войне американских колоний, а в 1792 г. направила в Национальное собрание петицию с предложением возглавить женский батальон «амазонок». В турнирах по фехтованию она принимала регулярное участие, пока не получила в 1796 г. серьёзное ранение.
Последние годы мадемуазель д’Эон провела в нужде, деля жилище с некой мисс Коул. Умерла она в Лондоне в возрасте 81 года. Осмотревший её тело доктор пришёл к выводу, что оно принадлежит мужчине, и подписал акт следующего содержания: «Настоящим подтверждаю, что осмотрел и вскрыл труп шевалье д’Эона и при этом обнаружил на его теле мужские гениталии, прекрасно развитые во всех отношениях». Не исключено, что шевалье страдал от синдрома Каллмана (неполная маскулинизация).
Память о шевалье
Термин «эонизм» долгое время использовался для обозначения трансгендерного поведения. Одно из первых в мире обществ трансвеститов носит имя Бомона.
Помимо упомянутого выше романа Пикуля и основанного на нём телесериала, жизни д’Эона посвящены несколько книг на английском и французском. В 1959 г. Жаклин Одри поставила фильм «Секрет шевалье д’Эона», в котором сыграла Андре Дебар. В 2006 г. японский канал WOWOW показал 24-серийный мультфильм-аниме «Шевалье д’Эон», в основу которого легли приключения шевалье в России и других странах.
Литература
Gary Kates — Monsieur D’Eon Is a Woman : A Tale of Political Intrigue and Sexual Masquerade (2001). ISBN 0-8018-6731-2. Johns Hopkins University Press
Образы исторических и литературных персонажей в творчестве Милен Фармер.
Шевалье д’Эон: судьба без обмана.Аффтар текста Некто Губка Боб.Я?А что я?Так на форуме написано. (Я люблю Фармер,но за это песню я бы её пристрелил.Честно.)
Для понимания многих иностранных литературных текстов, в данном случае текстов песен Милен Фармер, недостаточно только дословного перевода этих текстов. Во многих случаях иностранному читателю (слушателю) недоступен исторический и культурный контекст, в котором создавалось то или иное произведение. Особенно это касается реальных и вымышленных литературных персонажей, исторических событий, традиций и обычаев и т.д. Ведь у представителей разных национальных менталитетов зачастую присутствует своеобразное восприятие одних и тех же вещей, понятий и образов.
Милен Фармер в своих текстах, как и любой талантливый поэт-песенник, активно использует образы ярких людей. Вот и в одной из наиболее известных своих песен – «Sans Contrefacon» («Без обмана») – Фармер использует образ малоизвестного русскоязычному слушателю шевалье д’Эона:
Dans ce monde qui n’a ni queue ni te
Je n’en fais qu’a ma tete
Un mouchoir au creux du pantalon
Je suis chevalier D’Eon
В этом мире, который не имеет смысла
Я делаю все, что мне заблагорассудится
Кладу платок в брюки –
И вот я шевалье д`Эон!
(Перевод Виолетты Лаховой)
В начале у непосвящённого слушателя по этому поводу не возникает никаких внятных ассоциаций, но стоит немножко углубиться и перед нами возникает неординарная историческая личность и её не менее интересная судьба.
Итак, Шарль-Женевьева д'Эон де Бомон (Charles-Genevieve-Louis-Auguste-Andre-Thimothee d'Eon de Beaumont) (1728 — 1810) – дипломат, военный, искусный фехтовальщик, тайный агент на службе Людовика XV, писатель. Его судьба удивительна и многранна.
* * *
Д'Эон де Бомон родился 5 октября 1728 года в Тонере в семье дворянина. Был отправлен учиться в Париж на юриста; одновременно он осваивает светские манеры, фехтование и пишет исторические и политические заметки-размышления. Все биографы д’Эона отмечают, что в юности он сильно походил на девушку. Это даже дало некоторым из них повод усомниться, что при рождении правильно был записан пол ребёнка. Умный и образованный, великолепный фехтовальщик и поэт, весьма любимый в обществе, он был несчастлив. До знакомства с графиней де Рошфор (это произошло когда ему было 26 лет) д’Эон не испытывал никакого интереса к противоположному полу, несмотря на старания искренне желавших ему помочь друзей.
Однажды Шарль в обществе мадам де Рошфор посещает маскарад. Она убедила своего кавалера нарядиться женское платье. Присутствующий на маскараде король Людовик XV был восхищён красотой «девушки». Когда король узнал, что ошибся, то пришёл в восторг. После знакомства с Людовиком XV д’Эон поступает на службу к королю в качестве цензора в области литературы и истории.
Значительную роль в судьбе Шарля сыграл принц де Конти (тоже личность незаурядная), родственник Людовика XV и руководитель его секретной службы. Де Конти тоже заметил его, довольно известного в литературных кругах, и талантливый Шарль помогает принцу писать стихи. Под началом де Конти, и начинается дипломатическая карьера д’Эона.
Летом 1755 года начинается первая секретная миссия молодого дипломата. Людовик XV, памятуя об удивительной способности Шарля превращаться в женщину, вместе с де Конти выбирает ему оригинальное шпионское прикрытие: задание он будет выполнять, переодевшись в женское платье. Тем более, что это должно очень способствовать успеху – ведь задачей д’Эона являлись действия, способствующие сближению Франции и России, а легче всего сблизиться с русской императрицей Елизаветой Петровной было именно разведчику в женском обличье. Задание имело особую важность: обстановка в Европе сильно изменилась, произошёл передел сфер влияния, вокруг Франции начинает складываться враждебная англо-прусская коалиция. В этой сложной ситуации, задачей д’Эона было привлечь российскую сторону в франко-австрийский союз, или, в крайнем случае, обеспечить в неизбежном будущем конфликте нейтралитет России.
И вот, в июне 1755 года переодетый в женскую одежду д’Эон (теперь его новое имя – Лиа де Бомон) садится в карету. Проехав всю Европу, оказывается в российской столице, где его ждёт второй агент Людовика XV шотландский изгнанник Дуглас Маккензи (по другой версии они прибыли в Петербург вместе). Перед самым своим арестом он успевает свести д’Эона с профранцузски настроенными людьми в окружении российской императрицы. И здесь расчёт французского короля сработал! Маккензи моментально раскрыли; возможно, его разоблачили английские дипломаты. А вот фигура «девицы де Бомон» особых подозрений не вызывала: д’Эон сблизился сначала с окружением Елизаветы, а вскоре «девица» стала её фрейлиной.
Шарль блестяще выполнил своё первое задание. После того, как он передал Елизавете секретное письмо Людовика XV, российская императрица в ответном письме предложила ему прислать уже официального представителя для налаживания отношений. Ряд исследователей ставят под сомнение заслугу в этом именно д’Эона: якобы не мог неопытный дипломат-разведчик практически в одиночку выполнить такое задание. Тем не менее, Людовик повторно задействует Шарля для миссий в Россию. За эти задания король пожаловал ему чин драгунского капитана и ценный подарок. Живя в России, д’Эон выучил русский язык и написал несколько заметок о стране. По предположениям историков, это результат собранной им разведывательной информации о России.
Во время Семилетней войны (1756 - 1763) капитан д’Эон показывает себя отважным солдатом. Но война неудачна для Франции. Шарль, зарекомендовавший себя на дипломатическом поприще, по приказу короля отправляется в Лондон в составе делегации для ведения мирных переговоров. Переговоры были трудными: ценой потери колоний заключён мирный договор. За заслуги король награждает д’Эона Военным орденом св. Людовика. Это одна высших наград Франции, которой удостаивались только заслуженные боевые офицеры. Теперь он становится шевалье д’Эоном.
После этого, новоиспечённый шевалье назначен послом в Англию. Помимо прочих дел он ведёт разведку в пользу Франции: ищет на британском побережье наиболее удобные участки для высадки десанта. Неожиданно, из-за интриг внутри французского двора, вместо него назначен новый посол, а самому шевалье приказано сложить полномочия и вернуться. Шарль, чувствуя тайную поддержку при французском дворе, сопротивляется этому решению. Он переживает несколько покушений на себя, и выживает только благодаря своему умению фехтовать. Особую щекотливость ситуации добавляло то, что д’Эон, отличный знаток придворных и политических интриг, имел в своём распоряжении множество документов, которые были одинаково интересны и Франции и Англии, то есть был в положении двойного агента, одинаково неугодного всем сторонам.
Тут начинается трагическая часть истории Шарля. Д’Эон решается на сделку с королём Франции. Взамен на гарантии своей безопасности он должен передать французскому двору весь свой архив и… стать женщиной. Пользуясь благородством шевалье, умевшего держать своё слово, Франция вывела своенравного дипломата из игры. Для англичан он теперь становился посмешищем. Для смелого и амбициозного кавалера в драгунском мундире, не расстававшегося с оружием это было крайне противоестественно.
Отныне шевалье овладевает премудростями весьма сложного дамского туалета того времени. Учится готовить, изучает рукоделия. Здесь ему, как кажется и в любом деле, снова нет равных. Но душа его рвётся в бой: он приезжает в Париж и просит разрешить ему участвовать в войне в Северной Америке. Получив отказ, он снова сдерживает слово… В Англии он живёт в нищете, пытается зарабатывать уроками шахмат и фехтования. Лондонские игроки делают огромные ставки на истинный пол загадочной «фехтовальщицы».
Скончался Шарль-Женевьева д'Эон де Бомон 21 мая 1810 года в Лондоне. Посмертное судебное медицинское обследование в присутствии свидетелей и французского консула последний раз и навсегда подтвердило запись, сделанную в метрике при рождении маленького Шарля – умерший был самого настоящего мужского пола. Похоронили д’Эона без всяких почестей.
Тем не менее, от «кавалера в юбке» д’Эона осталось наследие в виде запутанного клубка дипломатических интриг, последствия которых тянутся вплоть до Второй мировой войны и имеют тесную связь с историей России.
С одной стороны, фигура д’Эона символизирует новый слой авантюристов (в основном, выходцев из мелкого дворянства), которые, чтобы выжить, были вынуждены изворачиваться, менять социальные роли, выдавать себя за людей другого сословия, рода занятий и пр. Подобные люди стали реальной силой Великой французской революции, которая изменила облик Европы и завоеваниями которой до сих пор живёт Франция. С другой стороны, это история личной трагедии, когда человек под давлением обстоятельств вынужден менять себя против своего естества.
* * *
Теперь становится ясно, зачем Милен Фармер понадобилось обыгрывать этот образ в своём тексте. Ведь герой «Sans Contrefacon» - это ребёнок в процессе мучительного осознания своей половой принадлежности. Он ещё не до конца осознаёт свою роль, обусловленную физиологическим полом и, поэтому думает, что может её выбирать самостоятельно.
Puisqu’il faut choisir
A mots doux je peux le dire
Sans contrefaсon
Je suis un garсon
Поскольку надо выбирать
Я спокойно могу вам сказать
Что без обмана
Я мальчик
(Перевод Виолетты Лаховой)
В современной культуре имя д’Эона стало нарицательным, причём не только на дипломатическом фронте. По имени выдающегося шевалье стали называть явление неверного осознания своего пола, выраженное в подражание мужчин женским манерам в их переодевании в женскую одежду (эонизм, синоним трансвестизма). Во Франции его имя также однозначно ассоциируется не только со шпионажем, но и сексуальным нарушением – трансвестизмом. А образ самого шевалье французский обыватель ставит в один ряд с Жанной Д’Арк (которая, как известно, возглавляя боевой отряд, сражалась в доспехах в одном строю с мужчинами: невиданное явление для своего времени), с Майклом Дорси из фильма «Тутси» (реж. С. Поллак, США, 1982). (Сюжет последнего фильма в значительной степени перекликается с таким культовым советским фильмом, как «Здравствуйте, я ваша тетя!» (реж. В. Титов, СССР, 1975)). Кстати, в российской истории тоже есть свой «шевалье д’Эон–наоборот»! Это знаменитая кавалерист-девица Н.А. Дурова – тоже отважный человек необычной судьбы. Переодевшись в форму, она ушла на Отечественную войну 1812 года и стала первой женщиной-офицером.
Необходимо отметить, что интерес Милен Фармер к теме осознания пола закономерен и актуален. Ведь 80-е годы XX века – это новый всплеск развития представлений о взаимоотношении полов: впервые пол стал серьёзно рассматриваться не только как физиологическое явление, но и как психологический феномен. Тогда, на пике сексуальной революции, это было не столько эпатажно, сколько своевременно. Не зря песня «Sans Contrefacon» приобрела моментальную популярность и даже стала культовой в среде представителей сексуальных меньшинств.
Имя удивительного шевалье до сих пор будоражит умы исследователей. Про д’Эона пишут статьи, книги, редкое собрание историй о шпионах и авантюристах обходится без его упоминания. Образ Шарля д’Эона по-прежнему эксплуатируется и в масс-медиа: например, весной 2006 года компания Production I.G. объявила о начале производства аниме-сериала "Le Chevalier D'Eon" (www.chevalier-deon.com). Ожидается шпионская история с переодеванием и изрядной примесью мистики в антураже событий Французской революции.
Вы, конечно, можете возразить мне, мол не он один такой. Право, я вынужден вам ответить, что другими я так не восхищаюсь. Я понимаю, что моя позиция не выдерживает никакой критики, но это не умаляет моего восхищения и, не побоюсь этого слова, любви. О нём слишком много лгали и продолжают лгать. А я поставил себе задачей из-под слоя пыли, грязи,дерьма(простите) всё же извлечь нечто более или мене похожее на правду.


Сеть полна статейками.Каждую нужно делить на два.
Автор-составитель И.А. Муратов
Шарль-Женевьева Д'Эон де Бомон
(1728 — 1810)
(1728 — 1810)
Собственно, статейка раз.
Французский авантюрист. Дипломат, капитан драгунов, тайный агент Людовика XV. Переодевшись в женское платье, прибыл в Россию с особым заданием (1755). Добился расположения русской императрицы Елизаветы Петровны и сыграл большую роль в заключении договора между Россией и Францией. Участвовал в Семилетней воине. Написал исторические и статистические заметки о России.(Только где их достать?Ленинка - последняя надежда.)
Шевалье д'Эон прожил восемьдесят два года, из которых 48 лет считался мужчиной, а 34 — женщиной. Дипломатический посланник Франции при дворе Елизаветы Петровны, оказавший несомненное влияние на политическую жизнь России, хитроумный разведчик, блистательный интриган, виртуоз-фехтовальщик, храбрый воин, одаренный литератор. О нем ходило множество слухов, он стал предметом многочисленных споров.
Д'Эон де Бомон родился 5 октября 1728 года в Тоннере, главном городе Иенского департамента. В акте, составленном о его рождении, он был записан мальчиком. Но один из его биографов, де Да Фортейль, заявил, что будущий шевалье д'Эон — девочка и что ее одевали и воспитывали как мальчика только потому, что отец желал иметь непременно сына.
Родители отправили его учиться в Париж, где он поступил в коллегию Мазарена. Д'Эон делал успехи, из этой коллегии он перешел в юридическую школу и, по окончании курса, получил степень доктора гражданского и канонического права. Еще в юности д'Эон пробовал заниматься литературным трудом. Кроме того, он оставил после себя обширную переписку, заметки и очерки. В Париже д'Эон приобрел громкую известность своим искусством стрелять и драться на шпагах, впоследствии он имел славу одного из самых опасных дуэлянтов Франции.
В юности Шарль-Женевьева поразительно походил на хорошенькую девушку, как внешностью, так и голосом и манерами. В двадцать лет он имел прекрасные белокурые волосы, светло-голубые томные глаза, такой нежный цвет лица, какому могла бы позавидовать любая молодая женщина, роста он был небольшого, а на гибкую и стройную его талию был в пору корсет самой тоненькой девушки, маленькие его руки и такие же ноги, казалось, должны были бы принадлежать не мужчине, а даме-аристократке, над губой, над подбородком и на щеках у него, по словам одного из его биографов, пробивался только легкий пушок, как на спелом персике.
Умный, образованный, ловкий фехтовальщик, поэт, всеми любимый и известный, он все-таки был несчастлив — природа обделила его мужественностью. Как сказал один из его биографов, "жизненная сила прилила к его черепу, оставив его конечности". Короче говоря, женщины его не возбуждали. Многочисленные его друзья, а среди них были известные развратники: Грекур Пирон, Сент-Фуа, Безенваль и другие,- пытались помочь в его несчастье — предлагали ему различные возбуждающие снадобья и подкладывали в его постель одно обворожительное создание за другим. (здесь и далее мои примечания. Я влюблён в этот абзац. Редкостная дурь, дамы и господа.) Но — увы — все было бесполезно. Неожиданный случай позволил кавалеру выйти из своего болезненного состояния. Однажды вечером — было это в 1755 году, — когда он сидел рядом с графиней де Рошфор, очаровательная дама, не думая ни о чем плохом, провела рукой по его волосам. Это прикосновение возымело сильное действие. Юный д'Эон испытал неведомое доселе чувство — и в двадцать шесть лет вдруг расцвел. Мадам де Рошфор тоже влюбилась в прекрасного юношу.(Ну, да. Я в этом не уверен.)
На один из блестящих придворных маскарадов, которыми так славилось роскошное царствование Людовика XV, кавалер д'Эон пришел в обществе веселой графини де Рошфор, убедившей Шарля нарядиться в женский костюм. Переодетый шевалье был — как хорошенькая девушка — замечен любвеобильным королем, и когда Людовик узнал о своей ошибке, он пришел в восторг.(Благо в этой статейке не написали ту дикую байку...)
В то время Людовик XV пытался восстановить дружественные отношения с Россией. Со своей стороны и императрица Елизавета Петровна, находившаяся под сильным влиянием Ивана Ивановича Шувалова — страстного поклонника Франции, была не прочь увидеть снова в Петербурге французское посольство.(Ага.Ну да.НО с этим было связано энное количество проблем.)
И тут король вспомнил о кавалере д'Эоне.(Внезаааапно...)
Среди близких к Людовику XV царедворцев был принц Конти, происходивший из фамилии Конде(Нет, ну это чудо...), которая вела свое начало от младшей линии дома бурбонов и, следовательно, считалась родственной королевской династии. Принц, мечтавший о польском престоле, любил сочинять стихи. Однако светлейший поэт подыскивал рифмы с величайшим трудом, и чаще всего на помощь ему приходил кавалер д'Эон.(Не поспоришь.)
Благодаря некоторым своим сочинениям, обратившим на себя внимание публики, Шарль стал часто появляться в обществе лучших французских писателей, а через них он познакомился с принцем Конти.
Принц одобрил идею короля послать в Санкт-Петербург кавалера д'Эона в женской одежде. (А кто эту идею королю подал?*полон скепсиса*)Поддержала короля и его фаворитка, знаменитая маркиза Помпадур, которая на своем опыте знала, какое влияние может оказывать женщина на государственные дела.
"Цель вашей миссии, — сказала маркиза, — проникнуть во дворец, встретиться с императрицей с глазу на глаз, передать ей письмо короля, завоевать ее доверие и стать посредником тайной переписки, благодаря которой его величество надеется восстановить добрые отношения между двумя нациями".
Далее последовали необходимые пояснения: кавалер будет путешествовать под именем Лиа де Бомон; по дороге он встретит кавалера Дугласа-Макензи( тот ещё Дуглас...), он шотландец, изгнан, служит Франции.
Кавалер д'Эон за счет принца Конти был обеспечен всеми принадлежностями роскошного дамского туалета. Такая щедрость принца объяснялась просто: отправляя д'Эона в Петербург, он дал кавалеру особые поручения. "Вы знаете, что мой дед после смерти де Собецки избран был королем Польши. Но увы! Узурпатор Август II, избранник Саксонии, захватил трон, прежде чем избранный монарх успел приехать из Франции. Это стало большим несчастьем для моей семьи и для его величества, который уже принял решение заключить тайный союз с Польшей. Король позволил мне поручить вам и вторую миссию... Речь идет вот о чем: вы скажете Елизавете, что я влюблен в нее, постараетесь внушить ей мысль заключить со мной брачный союз. Если она откажется, вы приложите все усилия для назначения меня командующим русской армией — это сблизит меня с Польшей..."
...Ясным июньским утром 1755 года кавалер д'Эон, одетый в дорожное платье, сел в почтовую карету.
Д'Эон беспрепятственно пересек Европу и в конце июня прибыл в Санкт-Петербург, где его уже поджидал Дуглас. К несчастью, через несколько дней шотландца выследили агенты Бестужева и выслали из России. Однако перед отъездом он успел-таки представить м-ль Лиа де Бомон графу Михаилу Воронцову, вице-канцлеру и франкофилу. Именно этот высокопоставленный вельможа, хорошо известный в Версале, должен был представить кавалера ко двору.
По-видимому, до дипломатических кругов доходили туманные слухи о миссии Дугласа и д'Эона, потому что, несмотря на всю секретность операции, в Париже разнеслась молва о поездке д'Эона в Россию под видом девицы. Австрийский посланник в Петербурге пытался проведать о цели приезда Дугласа и своими хитрыми расспросами поставить в тупик поверенного Людовика XV, который на вопрос посла, что он намерен делать в России, отвечал, что приехал по совету врачей, предписавших ему холодный климат...
Когда Воронцов представлял Лиа де Бомон, в корсете у нее было зашито письмо короля, а в руках она держала сочинение Монтескье с золотым обрезом и в кожаном переплете. Эта книга предназначалась для самой императрицы.
Переплет книги состоял из двух картонных листов, между которыми находились секретные бумаги, картон был обтянут телячьей кожей, края которой, перегнутые на другую сторону, были подклеены бумагой с мраморным узором. В книге Монтескье д'Эон должен был передать императрице Елизавете Петровне секретные письма Людовика XV с тайным шифром, с помощью которого она и ее вице-канцлер граф Воронцов могли вести секретную переписку с королем. Затем д'Эон получил новые шифры, один для переписки с королем, Терсье и графом Брольи, а другой для переписки с императрицей Елизаветой и графом Воронцовым, причем его строго предупредили, чтобы он хранил вверенные ему тайны как от версальских министров, так и от маршала де л'Опиталя, который в 1757 году был назначен французским посланником при русском дворе. Кроме того, д'Эону поручили пересылать королю все депеши французского министерства иностранных дел, получаемые в Петербурге, с ответом на них посланника и с личными комментариями кавалера.
Елизавету немало позабавил этот посланник, и она посмеялась от души. Д'Эон в своих мемуарах утверждал, что императрица с целью облегчить необходимые для переговоров встречи решила поселить его в своем дворце и объявила м-ль де Бомон своей чтицей. Так это или нет, но шевалье со своей задачей справился блестяще.
Чрезвычайно важное значение д'Эона как тайного дипломатического агента в Петербурге подтверждается напечатанными письмами Терсье из архива князя Воронцова. В одном из писем, датированным 15 сентября 1758 года, Терсье просил Воронцова призвать к себе д'Эона и сжечь в присутствии его прежнее свое письмо "купно с приложенными двумя циферными ключами, так и сие, дабы он мог о том меня уведомить. Именем королевским впредь сего сообщенное вам есть собственно его секрет, оной так свято хранили, как я вас о том просил. Я прошу господина д'Эона, чтобы он ко мне отписал о том, что вашему сиятельству по сему учинить угодно будет".
Д'Эон добился благосклонности Елизаветы Петровны. Она написала Людовику XV сердечное письмо, в котором выразила готовность принять французского официального дипломатического агента с основными условиями для заключения союза между государствами.
Правда, Елизавета Петровна отказалась вступить в брак с принцем де Конти, так же как и дать ему пост главнокомандующего войсками. Тогда принц стал хлопотать о получении подобного звания в Германии, но и тут ему не посчастливилось по причине ссоры с маркизой Помпадур. Осерчавший принц вообще отошел от дел и, согласно воле короля, передал все корреспонденции и шифры старшему королевскому секретарю по иностранным делам Терсье, с которым и привелось шевалье вести большую часть секретной переписки из Петербурга.
Д'Эон с письмом императрицы к Людовику XV отправился в Версаль, где был принят королем. Следуя пожеланию Елизаветы Петровны, кавалер Дуглас был назначен французским поверенным в делах при русском дворе, а д'Эон — секретарем посольства.
На сей раз шевалье отправился в Россию в мужском платье. Чтобы скрыть прежние таинственные похождения в Петербурге, д'Эон был представлен императрицей как родной брат девицы Лии де Бомон, этим и объясняли поразительное сходство между упомянутой девицей, оставшейся во Франции, и ее братом, будто бы в первый раз приехавшим в столицу России.
Вскоре шевалье вернулся во Францию, чтобы доставить в Версаль подписанный императрицей договор, а также план кампании против Пруссии, составленный в Петербурге. Копию плана он передал в Вене маршалу д'Этре.
Людовик XV был чрезвычайно доволен д'Эоном и за услуги, оказанные им в России, пожаловал ему чин драгунского поручика и золотую табакерку со своим портретом, осыпанную бриллиантами.
К этому времени относится рассказ из мемуаров д'Эона о копии с завещания Петра Великого, которую он, пользуясь оказываемым ему при русском дворе безграничным расположением, добыл из самого секретного архива империи, находящегося в Петергофе. Копию, вместе со своей запиской о состоянии России, д'Эон показал только министру иностранных дел аббату Бернесу и самому Людовику XV. Сущность этого завещания сводится к тому, что Россия постоянными войнами и искусной политикой должна покорить всю Европу и продвинуться к Константинополю и Индии. Раздробив Швецию, завоевав Персию, покорив Польшу и завладев Турцией, она должна разорить Австрию с Францией, и когда эти два государства будут ослаблены, двинуть войска в Германию и наводнить Францию "азиатскими ордами". То, что завещание, составленное Петром Великим, подложно, — не подлежит сомнению. Но было ли оно сочинено самим д'Эоном? Возможно, шевалье решил таким образом показать, насколько свободно он чувствовал себя во дворце российской императрицы. Тем более подлинность этой копии проверить было невозможно, а король и министр были не заинтересованы в огласке неблаговидного поступка своего агента. Д'Эон мог быть вполне спокоен, что подлог его не обнаружится.
Из Парижа д'Эон снова выехал в Петербург. В феврале 1758 года место Бестужева занял граф Воронцов, оказавший шевалье особое расположение. Благодаря его симпатиям д'Эон получил предложение императрицы перебраться в Россию навсегда, но он отказался от этого и в 1760 году покинул Россию. В мемуарах свой отъезд д'Эон объяснил романтическими приключениями. Действительной же ' причиной его отъезда из Петербурга было общее расстройство здоровья, и глав-' ным образом болезнь глаз, требовавшая внимания искусных врачей.
В Версале кавалер был принят с почетом герцогом Шуазелем, заменившим аббата Бернеса на должности министра иностранных дел. Д'Эон привез во Францию продленный русской императрицей российско-французский договор от 30 декабря 1758 года, а также морскую конвенцию, заключенную между Россией, Швецией и Данией. Людовик XV со своей стороны оказал д'Эону за услуги его в России, как "в женском", так и в мужском платье, особенную благосклонность, дав ему частную аудиенцию и назначив ему ежегодную пен- ' сию в 2000 ливров.
Прервав на время свои занятия по дипломатической части, д'Эон, в зва- ', нии адъютанта маршала Брольи, отправился на поле боя и мужественно ера- | жался при Гикстере, где был ранен в правую руку и в голову. Оправившись от ран, он поспешил снова под знамена и отличился в сражениях при Мейнш-лоссе и Остервике.
Но д'Эону захотелось снова вернуться на дипломатическую стезю, и он был назначен в Петербург резидентом на место барона Бретейля, который, оставив свой пост, доехал уже до Варшавы. Но в это время в Париже было получено известие о перевороте, происшедшем 28 июня 1762 года, в результате которого на престоле оказалась Екатерина II, и Бретейлю послали предписание вернуться немедленно в Петербург. Выход России из войны ускорил поражение французов, и Семилетняя война, стоившая стольких жизней, закончилась подписанием губительного Парижского договора.
Вот тогда-то Людовик XV заметил исключительно вредное влияние мадам де Помпадур. Вспомнили, что именно она развязала эту войну. В голову ему пришла мысль о десанте на южных берегах Великобритании. К тому же он задумал реставрацию Стюарта и возрождение Ирландии. Чтобы воплотить этот проект, королю опять потребовался д'Эон. Кавалер был снова призван к его величеству.
Людовик XV назначил кавалера секретарем при французском после в Лондоне, что позволяло ему свободно перемещаться и получать все полезные для французских войск сведения. Король уточнил, что никто, кроме графа де Брог-ли, возглавлявшего Тайный отдел, и месье Терсье, его личного секретаря, не должен знать об этом деле — никто, даже маркиза де Помпадур.
Д'Эон, получив код переписки, отправился в Лондон, где он намеревался выразить свое почтение Софи-Шарлотте. Молодая королева встретила его исключительно любезно, предоставила комнату во дворце.
Через несколько месяцев де Помпадур, у которой повсюду были шпионы, проведала о тайной переписке короля и д'Эона. Это разгневало маркизу. Ее держали в стороне от политических дел! Она решила уничтожить д'Эона. .
Уже через несколько дней один из ее друзей, граф де Герий, выехал из Версаля и отправился в Лондон, куда его назначили послом Франции. Сразу после приезда он обратился к д'Эону: "Вам больше нечего здесь делать. Передайте мне доверенные вам королем бумаги и возвращайтесь во Францию".
Кавалер наотрез отказался уезжать из Англии без приказа короля.
Тогда де Прослен, министр иностранных дел, преданный друг маркизы, прислал ему подписанное Людовиком XV письмо, которым отзывали его во Францию. Кавалер не подчинился приказу — и оказался прав: вечером того же дня он получил тайное послание: "Должен предупредить вас, что король скрепил сегодня приказ о вашем возвращении во Францию грифом (факсимиле подписи), а не собственноручно. Предписываю оставаться вам в Англии со всеми документами впредь до последующих моих распоряжений. Вы в опасности в вашей гостинице, и здесь, на родине, вас ждут сильные недруги. Людовик".
Итак, д'Эон остался в Лондоне. Сильно разгневанная мадам Помпадур поручила де Герию подослать к кавалеру юного Трейссакаде Вержи, прозябавшего в Англии мелкого служащего, чтобы тот выкрал тайные бумаги короля. Де Вержи сразу же приступил к "работе". Он подсыпал д'Эону снотворное, когда тот ужинал в компании знакомых. Попытка не удалась. Тогда Вержи взломал дверь квартиры кавалера, но так ничего и не нашел. Возмущенный д'Эон написал одному из своих преданных версальских друзей следующее письмо: "Помпадур воображает, что Людовик XV не в состоянии мыслить без ее позволения. Все эти напыщенные версальские министры, считающие, что король без них ничего сделать не может, были бы сильно удивлены, если бы узнали, что на самом деле король нисколько им не доверяет и считает их бандой воров и шпионов. Он позволяет им преследовать мелкую сошку вроде меня, а сам пытается тайно все исправить". Тайная полиция, естественно, об этом письме сообщила мадам де Помпадур.
Она приказала де Вержи заманить кавалера в ловушку и убить его. Но молодой авантюрист отказался: ему претили методы посланника и фаворитки. В конце концов он поведал обо всем д'Эону, и тот скрылся у надежных друзей.
Кавалера, однако, не занимала целиком деликатная миссия: много времени он проводил с королевой Софи-Шарлоттой, снова став ее любовником. Однажды ночью в 1771 году, в то время, когда он находился в апартаментах королевы, неожиданно вошел Георг III. Когда д'Эон удалился, король Англии устроил супруге жуткую сцену. На помощь Софи-Шарлоте пришел ее церемониймейстер Кокрель. Он внушил королю, что кавалер был на самом деле девицей. "В течение нескольких лет, ваше величество, он служит тайным агентом короля Людовика XV и носит попеременно то мужское, то женское платье. Он на самом деле — женщина — впрочем, об этом уже начинают шептаться в Лондоне".
Георг III, подумав, произнес: "Довольно странная история. Я напишу своему послу в Версале, чтобы Людовик XV просветил его по этому вопросу".
Кокрель побежал к королеве и сообщил ей, что получилось из его попытки спасти ее честь. Тогда они решили написать Людовику XV.
Король Франции, получив два письма — от короля и королевы Англии, — оказался в довольно затруднительном положении. Его сомнения разрешила фаворитка дю Барри, которая высказалась в поддержку Софи-Шарлотты.
Как только Георг III получил ответ от Людовика XV, он сразу же огласил его. Д'Эон — женщина! Через несколько дней об этом говорил весь Лондон...
Все эти слухи, лично затрагивающие Д'Эона, были ему, безусловно, неприятны. Кавалер возвратился во дворец и, не зная о выдумке Кокреля, вызвал сомневающихся в том, что он мужчина, на дуэль. Георг III заподозрил подвох и объявил о намерении разорвать отношения с обманувшим его королем Франции. Таким образом, чтобы не быть уличенным в обмане Людовику XV пришлось просить д'Эона представиться женщиной. Кавалер дал обещание. Однако Георг III заявил, что если он женщина, то должен носить платье. Между Лондоном (д'Эон) и Парижем (Людовик XV) завязалась оживленная переписка.
В сентябре д'Эон, узнав, что английский король устроил своей супруге адскую жизнь, согласился носить женское платье, но поставил условия: денежное возмещение морального ущерба французским двором в течение двадцати одного года и восстановление его должностей и политических званий.
Для ведения переговоров был послан Бомарше, прославившийся позднее как драматург. Переговоры шли успешно. Посланник короля даже не подозревал, что имеет дело с бывшим драгунским капитаном. Однажды вечером он предложил д'Зону стать его... женой.
Слух о предстоящей свадьбе Бомарше и кавалера быстро распространился в Лондоне и дошел до Парижа. Дамы, по личному опыту знавшие о мужском естестве д'Эона, умирали со смеху.
Д'Эон же, устав от роли соблазненной девицы, мечтал об уединении в своем родном городе Оннере. 13 августа он выехал из Лондона.
По прибытии во Франции кавалер получил приказ немедленно переодеться в женское платье. Мария-Антуанетта из благодарности заказала ему гардероб у лучшей французской модистки Розы Бертэн и подарила веер. Для бывшего военного началась новая жизнь. Забыв о прошлом, он научился вышивать, готовить, ткать и делать макияж. Сорок девять лет он был напористым мужчиной, а тридцать три года — очаровательной женщиной.
Скончался д'Эон 10 мая 1810 года. Сильно заинтригованные врачи осмотрели его тело. Под женскими юбками д'Эон остался настоящим драгунским капитаном...
Из Вики.
Шевалье д’Эон или де Еон (Шарль де Бомон, полное имя Charles-Geneviève-Louis-Auguste-André-Timothée d'Éon de Beaumont; 5 октября 1728 — 21 мая 1810) — французский тайный агент, принадлежавший к дипломатической сети «Королевского секрета», который первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину — как женщина. Вопрос об истинной половой принадлежности шевалье остаётся открытым.
Ранние годы
Шевалье родился в Тоннерре в семье адвоката. В своих записках д’Эон утверждает, что в детстве его одевали как мальчика, хотя был он девочкой: наличие наследников мужского пола стало условием получения наследства со стороны родственников по материнской линии. С отличием окончив парижский коллеж Мазарини, д’Эон устроился клерком в налоговое ведомство, а семь лет спустя был завербован тайной сетью французских дипломатов (см. Королевский секрет).
Первым поручением д’Эона была поездка в Россию, где он должен был войти в доверие к царице Елизавете с тем, чтобы расстроить русско-австрийский альянс (см. Дипломатическая революция). Этот период жизни д’Эона окружён легендами (отразившимися в романе Валентина Пикуля «Пером и шпагой»), однако достоверно о нём известно мало.
Согласно легенде публикаторов, именно д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое завещание Петра Великого; ряд историков считает, что агент «Королевского секрета» мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой знаменитой подделки. По другой версии, именно в Петербурге д’Эон стал носить женское платье и настолько преуспел в своей миссии, что был допущен в число фрейлин престарелой самодержицы, ежедневно читая ей на сон грядущий.[1]
После смерти Елизаветы Петровны д’Эон был отозван во Францию и успел принять участие в последних битвах Семилетней войны под командованием маршала де Брольи. Он был ранен и получил за храбрость орден св. Людовика.
Пребывание в Лондоне
В 1763 г. д’Эон, вновь в мужском платье, получил назначение в Лондон. В его задачи входило установление контактов с британской аристократией путём кредитования их французским вином и разработка плана вторжения французов в Уэльс, для чего он ездил осматривать западное побережье страны.
Деятельность д’Эона была прервана назначением нового посла, с которым шевалье не сошёлся характерами. Всё посольство разделилось на партии сторонников и противников шевалье, в нескольких случаях разногласия выносились на рассмотрение лондонского суда.
В 1764 г. посол добился отстранения д’Эона от дел, однако последний, вступив в связь с другим экс-шпионом, Тевено де Морандом, написал королю письмо, в котором обвинял посла в попытке подстроить своё отравление. По-видимому, не без его участия лондонские издатели опубликовали в 1764 г. переписку между агентами «Королевского секрета».
По всей вероятности, именно во время этого конфликта посольство стало распускать слухи о том, что отставной французский драгун на самом деле — женщина. Дело получило большую огласку, и в печати стали появляться карикатуры на д’Эона. Дошло до того, что ставки о том, какого шевалье пола, стали торговаться на Лондонской фондовой бирже.
Прошло десять лет, прежде чем смерть короля и роспуск «Королевского секрета» открыли д’Эону возможность вернуться на континент. В ходе переговоров с Бомарше (представлявшим интересы французского правительства) д’Эон потребовал, чтобы его признали женщиной и позволили носить женское платье. Получив от короля средства на соответствующее обновление гардероба, д’Эон в 1777 г. вернулся на родину. С тех пор и до конца жизни шевалье звался мадемуазель де Бомон.
Шевалье на покое
В 1779 г. д’Эон опубликовал под чужим именем мемуары под названием «Военная, общественная и частная жизнь мадемуазель д’Эон», в которых, несомненно, приукрасил свои приключения. В то время он жил с матерью в Тоннерре на пенсию, назначенную покойным королём. Французская революция означала для него потерю постоянного дохода. Распродав библиотеку, д’Эон в 1785 г. вернулся в Англию, где у него к тому времени образовался широкий круг знакомств.
Даже в сравнительно пожилом возрасте мадемуазель де Бомон не оставляла попыток вернуться на военную службу под знамёнами Франции. Она неудачно пыталась принять участие в освободительной войне американских колоний, а в 1792 г. направила в Национальное собрание петицию с предложением возглавить женский батальон «амазонок». В турнирах по фехтованию она принимала регулярное участие, пока не получила в 1796 г. серьёзное ранение.
Последние годы мадемуазель д’Эон провела в нужде, деля жилище с некой мисс Коул. Умерла она в Лондоне в возрасте 81 года. Осмотревший её тело доктор пришёл к выводу, что оно принадлежит мужчине, и подписал акт следующего содержания: «Настоящим подтверждаю, что осмотрел и вскрыл труп шевалье д’Эона и при этом обнаружил на его теле мужские гениталии, прекрасно развитые во всех отношениях». Не исключено, что шевалье страдал от синдрома Каллмана (неполная маскулинизация).
Память о шевалье
Термин «эонизм» долгое время использовался для обозначения трансгендерного поведения. Одно из первых в мире обществ трансвеститов носит имя Бомона.
Помимо упомянутого выше романа Пикуля и основанного на нём телесериала, жизни д’Эона посвящены несколько книг на английском и французском. В 1959 г. Жаклин Одри поставила фильм «Секрет шевалье д’Эона», в котором сыграла Андре Дебар. В 2006 г. японский канал WOWOW показал 24-серийный мультфильм-аниме «Шевалье д’Эон», в основу которого легли приключения шевалье в России и других странах.
Литература
Gary Kates — Monsieur D’Eon Is a Woman : A Tale of Political Intrigue and Sexual Masquerade (2001). ISBN 0-8018-6731-2. Johns Hopkins University Press
Образы исторических и литературных персонажей в творчестве Милен Фармер.
Шевалье д’Эон: судьба без обмана.Аффтар текста Некто Губка Боб.Я?А что я?Так на форуме написано. (Я люблю Фармер,но за это песню я бы её пристрелил.Честно.)
Для понимания многих иностранных литературных текстов, в данном случае текстов песен Милен Фармер, недостаточно только дословного перевода этих текстов. Во многих случаях иностранному читателю (слушателю) недоступен исторический и культурный контекст, в котором создавалось то или иное произведение. Особенно это касается реальных и вымышленных литературных персонажей, исторических событий, традиций и обычаев и т.д. Ведь у представителей разных национальных менталитетов зачастую присутствует своеобразное восприятие одних и тех же вещей, понятий и образов.
Милен Фармер в своих текстах, как и любой талантливый поэт-песенник, активно использует образы ярких людей. Вот и в одной из наиболее известных своих песен – «Sans Contrefacon» («Без обмана») – Фармер использует образ малоизвестного русскоязычному слушателю шевалье д’Эона:
Dans ce monde qui n’a ni queue ni te
Je n’en fais qu’a ma tete
Un mouchoir au creux du pantalon
Je suis chevalier D’Eon
В этом мире, который не имеет смысла
Я делаю все, что мне заблагорассудится
Кладу платок в брюки –
И вот я шевалье д`Эон!
(Перевод Виолетты Лаховой)
В начале у непосвящённого слушателя по этому поводу не возникает никаких внятных ассоциаций, но стоит немножко углубиться и перед нами возникает неординарная историческая личность и её не менее интересная судьба.
Итак, Шарль-Женевьева д'Эон де Бомон (Charles-Genevieve-Louis-Auguste-Andre-Thimothee d'Eon de Beaumont) (1728 — 1810) – дипломат, военный, искусный фехтовальщик, тайный агент на службе Людовика XV, писатель. Его судьба удивительна и многранна.
* * *
Д'Эон де Бомон родился 5 октября 1728 года в Тонере в семье дворянина. Был отправлен учиться в Париж на юриста; одновременно он осваивает светские манеры, фехтование и пишет исторические и политические заметки-размышления. Все биографы д’Эона отмечают, что в юности он сильно походил на девушку. Это даже дало некоторым из них повод усомниться, что при рождении правильно был записан пол ребёнка. Умный и образованный, великолепный фехтовальщик и поэт, весьма любимый в обществе, он был несчастлив. До знакомства с графиней де Рошфор (это произошло когда ему было 26 лет) д’Эон не испытывал никакого интереса к противоположному полу, несмотря на старания искренне желавших ему помочь друзей.
Однажды Шарль в обществе мадам де Рошфор посещает маскарад. Она убедила своего кавалера нарядиться женское платье. Присутствующий на маскараде король Людовик XV был восхищён красотой «девушки». Когда король узнал, что ошибся, то пришёл в восторг. После знакомства с Людовиком XV д’Эон поступает на службу к королю в качестве цензора в области литературы и истории.
Значительную роль в судьбе Шарля сыграл принц де Конти (тоже личность незаурядная), родственник Людовика XV и руководитель его секретной службы. Де Конти тоже заметил его, довольно известного в литературных кругах, и талантливый Шарль помогает принцу писать стихи. Под началом де Конти, и начинается дипломатическая карьера д’Эона.
Летом 1755 года начинается первая секретная миссия молодого дипломата. Людовик XV, памятуя об удивительной способности Шарля превращаться в женщину, вместе с де Конти выбирает ему оригинальное шпионское прикрытие: задание он будет выполнять, переодевшись в женское платье. Тем более, что это должно очень способствовать успеху – ведь задачей д’Эона являлись действия, способствующие сближению Франции и России, а легче всего сблизиться с русской императрицей Елизаветой Петровной было именно разведчику в женском обличье. Задание имело особую важность: обстановка в Европе сильно изменилась, произошёл передел сфер влияния, вокруг Франции начинает складываться враждебная англо-прусская коалиция. В этой сложной ситуации, задачей д’Эона было привлечь российскую сторону в франко-австрийский союз, или, в крайнем случае, обеспечить в неизбежном будущем конфликте нейтралитет России.
И вот, в июне 1755 года переодетый в женскую одежду д’Эон (теперь его новое имя – Лиа де Бомон) садится в карету. Проехав всю Европу, оказывается в российской столице, где его ждёт второй агент Людовика XV шотландский изгнанник Дуглас Маккензи (по другой версии они прибыли в Петербург вместе). Перед самым своим арестом он успевает свести д’Эона с профранцузски настроенными людьми в окружении российской императрицы. И здесь расчёт французского короля сработал! Маккензи моментально раскрыли; возможно, его разоблачили английские дипломаты. А вот фигура «девицы де Бомон» особых подозрений не вызывала: д’Эон сблизился сначала с окружением Елизаветы, а вскоре «девица» стала её фрейлиной.
Шарль блестяще выполнил своё первое задание. После того, как он передал Елизавете секретное письмо Людовика XV, российская императрица в ответном письме предложила ему прислать уже официального представителя для налаживания отношений. Ряд исследователей ставят под сомнение заслугу в этом именно д’Эона: якобы не мог неопытный дипломат-разведчик практически в одиночку выполнить такое задание. Тем не менее, Людовик повторно задействует Шарля для миссий в Россию. За эти задания король пожаловал ему чин драгунского капитана и ценный подарок. Живя в России, д’Эон выучил русский язык и написал несколько заметок о стране. По предположениям историков, это результат собранной им разведывательной информации о России.
Во время Семилетней войны (1756 - 1763) капитан д’Эон показывает себя отважным солдатом. Но война неудачна для Франции. Шарль, зарекомендовавший себя на дипломатическом поприще, по приказу короля отправляется в Лондон в составе делегации для ведения мирных переговоров. Переговоры были трудными: ценой потери колоний заключён мирный договор. За заслуги король награждает д’Эона Военным орденом св. Людовика. Это одна высших наград Франции, которой удостаивались только заслуженные боевые офицеры. Теперь он становится шевалье д’Эоном.
После этого, новоиспечённый шевалье назначен послом в Англию. Помимо прочих дел он ведёт разведку в пользу Франции: ищет на британском побережье наиболее удобные участки для высадки десанта. Неожиданно, из-за интриг внутри французского двора, вместо него назначен новый посол, а самому шевалье приказано сложить полномочия и вернуться. Шарль, чувствуя тайную поддержку при французском дворе, сопротивляется этому решению. Он переживает несколько покушений на себя, и выживает только благодаря своему умению фехтовать. Особую щекотливость ситуации добавляло то, что д’Эон, отличный знаток придворных и политических интриг, имел в своём распоряжении множество документов, которые были одинаково интересны и Франции и Англии, то есть был в положении двойного агента, одинаково неугодного всем сторонам.
Тут начинается трагическая часть истории Шарля. Д’Эон решается на сделку с королём Франции. Взамен на гарантии своей безопасности он должен передать французскому двору весь свой архив и… стать женщиной. Пользуясь благородством шевалье, умевшего держать своё слово, Франция вывела своенравного дипломата из игры. Для англичан он теперь становился посмешищем. Для смелого и амбициозного кавалера в драгунском мундире, не расстававшегося с оружием это было крайне противоестественно.
Отныне шевалье овладевает премудростями весьма сложного дамского туалета того времени. Учится готовить, изучает рукоделия. Здесь ему, как кажется и в любом деле, снова нет равных. Но душа его рвётся в бой: он приезжает в Париж и просит разрешить ему участвовать в войне в Северной Америке. Получив отказ, он снова сдерживает слово… В Англии он живёт в нищете, пытается зарабатывать уроками шахмат и фехтования. Лондонские игроки делают огромные ставки на истинный пол загадочной «фехтовальщицы».
Скончался Шарль-Женевьева д'Эон де Бомон 21 мая 1810 года в Лондоне. Посмертное судебное медицинское обследование в присутствии свидетелей и французского консула последний раз и навсегда подтвердило запись, сделанную в метрике при рождении маленького Шарля – умерший был самого настоящего мужского пола. Похоронили д’Эона без всяких почестей.
Тем не менее, от «кавалера в юбке» д’Эона осталось наследие в виде запутанного клубка дипломатических интриг, последствия которых тянутся вплоть до Второй мировой войны и имеют тесную связь с историей России.
С одной стороны, фигура д’Эона символизирует новый слой авантюристов (в основном, выходцев из мелкого дворянства), которые, чтобы выжить, были вынуждены изворачиваться, менять социальные роли, выдавать себя за людей другого сословия, рода занятий и пр. Подобные люди стали реальной силой Великой французской революции, которая изменила облик Европы и завоеваниями которой до сих пор живёт Франция. С другой стороны, это история личной трагедии, когда человек под давлением обстоятельств вынужден менять себя против своего естества.
* * *
Теперь становится ясно, зачем Милен Фармер понадобилось обыгрывать этот образ в своём тексте. Ведь герой «Sans Contrefacon» - это ребёнок в процессе мучительного осознания своей половой принадлежности. Он ещё не до конца осознаёт свою роль, обусловленную физиологическим полом и, поэтому думает, что может её выбирать самостоятельно.
Puisqu’il faut choisir
A mots doux je peux le dire
Sans contrefaсon
Je suis un garсon
Поскольку надо выбирать
Я спокойно могу вам сказать
Что без обмана
Я мальчик
(Перевод Виолетты Лаховой)
В современной культуре имя д’Эона стало нарицательным, причём не только на дипломатическом фронте. По имени выдающегося шевалье стали называть явление неверного осознания своего пола, выраженное в подражание мужчин женским манерам в их переодевании в женскую одежду (эонизм, синоним трансвестизма). Во Франции его имя также однозначно ассоциируется не только со шпионажем, но и сексуальным нарушением – трансвестизмом. А образ самого шевалье французский обыватель ставит в один ряд с Жанной Д’Арк (которая, как известно, возглавляя боевой отряд, сражалась в доспехах в одном строю с мужчинами: невиданное явление для своего времени), с Майклом Дорси из фильма «Тутси» (реж. С. Поллак, США, 1982). (Сюжет последнего фильма в значительной степени перекликается с таким культовым советским фильмом, как «Здравствуйте, я ваша тетя!» (реж. В. Титов, СССР, 1975)). Кстати, в российской истории тоже есть свой «шевалье д’Эон–наоборот»! Это знаменитая кавалерист-девица Н.А. Дурова – тоже отважный человек необычной судьбы. Переодевшись в форму, она ушла на Отечественную войну 1812 года и стала первой женщиной-офицером.
Необходимо отметить, что интерес Милен Фармер к теме осознания пола закономерен и актуален. Ведь 80-е годы XX века – это новый всплеск развития представлений о взаимоотношении полов: впервые пол стал серьёзно рассматриваться не только как физиологическое явление, но и как психологический феномен. Тогда, на пике сексуальной революции, это было не столько эпатажно, сколько своевременно. Не зря песня «Sans Contrefacon» приобрела моментальную популярность и даже стала культовой в среде представителей сексуальных меньшинств.
Имя удивительного шевалье до сих пор будоражит умы исследователей. Про д’Эона пишут статьи, книги, редкое собрание историй о шпионах и авантюристах обходится без его упоминания. Образ Шарля д’Эона по-прежнему эксплуатируется и в масс-медиа: например, весной 2006 года компания Production I.G. объявила о начале производства аниме-сериала "Le Chevalier D'Eon" (www.chevalier-deon.com). Ожидается шпионская история с переодеванием и изрядной примесью мистики в антураже событий Французской революции.
@темы: родина, юноша в серых перчатках, чужими словами